Характер и мировоззрение человека формируется в детском возрасте. Потому очень важно в этот период помочь ребенку правильно адаптироваться к жизни, подготовить его к школьным годам. В последнее время альтернативой детским психологам стала так называемая арт-терапия, где детям помогают избавляться от различных психологических проблем.
Об этом новом веянии еще мало известно, поэтому мы попросили специалиста Марину Леонович рассказать нам поподробнее, что же такое арт-терапия.
— Простыми словами это – терапия творчеством. Возможность корректировать уже существующую психологическую проблему или способ поиска корня проблемы. Подходит для детей и взрослых. Охватывает невероятное количество разных техник: от пальчикового рисования для самых маленьких и заканчивая танце-терапией, где и дети, и взрослые могут выразить свои тревоги телом. Каждый запрос уникален, поэтому техника или комбинация техник подбирается индивидуально.
— Насколько сейчас она популярна среди родителей и их детей?
— Мое сугубо личное мнение, что сейчас арт-терапия пока еще не очень популярна, т.к. многие путают ее с обычными занятиями творчеством или трудами в школе. Но те люди, которые работали со своими вопросами методами арт-терапии – обычно остаются верны этому направлению. Этот способ прост и понятен, но дает очень мощные результаты.
— Кто чаще всего пользуется арт-терапией?
— Помимо арт-терапевтов, элементами арт-терапии могут пользоваться психотерапевты, психологи, школьные учителя, воспитатели детских садов, родители, реабилитологи. Арт-терапия помогает в понятном виде выразить свои чувства.
— Как арт-терапия помогает раскрыть таланты детей?
— Прежде всего, нужно понимать, что арт-терапия — это не сканирование наличия талантов. Это коррекция психоэмоционального состояния. Если пришел напуганный или подавленный ребенок, то прежде всего решается вопрос с этим состоянием. А выявление таланта может произойти в процессе общения с арт-терапевтом. Это будет как дополнительный бонус 🙂
— Насколько эффективна арт-терапия с больными детьми?
— Все зависит от диагноза и степени сложности заболевания. Арт-терапия для таких детей будет нести функцию эмоциональной разгрузки. И важно, чтобы занятия арт-терапией проходили в тандеме с основными коррекционными занятиями. Чаще всего техники арт-терапии очень нравятся больным детям, просто в связи с их особенностями нужно подбирать определенные техники, т.к. им не все подходит. Обычно, самая любимая техника – изо-терапия.
— Что следует знать родителям об арт-терапии?
— Важно знать, что это не кружок «Умелые ручки» и не занятия по трудовому обучению. Родителю нужно очень внимательно отнестись к выбору центра и специалиста. Специалист должен быть сертифицирован в этом направлении. Если человек, который просто умеет неплохо рисовать или лепить, начнет заниматься арт-терапией, то это может превратиться в уроки рисования или некомпетентную аналитику. Также нужно обращать внимание на цену занятий. Занятие не может стоить очень дешево – значит, что специалист начинающий. Также важно понимать, что проблема может быть непростой и потребует длительного процесса коррекции.
— В каких случаях она противопоказана?
— Строгих противопоказаний нет, кроме одного – если участнику не нравится определенная техника или нет настроения работать – мы не работаем. Обычно сопротивление говорит о том, что мы приблизились к больной точке. Арт-терапия – это не «быстрее, выше, сильнее» и «ты должен». Тут все построено на чувствах и желания участника.
— Назовите примеры, когда ребенок после прохождения арт-терапии поправлялся или раскрывал свои таланты.
— Самое яркое впечатление – это мое участие в организации новогоднего праздника в школе для детей с нарушением развития интеллекта. Мы построили праздник так, чтобы использовать разные техники: сказкотерапию, изотерапию, танце-терапию. Дети открылись и очень старались выполнять задания, выражали свои эмоции. Мы позволили им делать не то, что нужно, а то, что хочется. В этом и в любых других случаях – арт-терапия помогает снять напряжение и чувство долга. Здесь не ставят оценок и не требуют соответствовать.
— Какие упражнения можно делать со своим ребенком в домашних условиях?
— Упражнений и техник очень много. Многие из нас неосознанно их уже используют: сказкотерапия, изотерапия и т.д. Очень полезно с самого раннего возраста лепить. Лепить из теста, пластилина, глины. Это развивает мелкую моторику и впоследствии влияет на развитие речи, письма и чтения. Важно много общаться с ребенком: читать ему, выдумывать вместе сказки, беситься под музыку. Это дает больше развития, чем миллион кружков и секций.
— После прохождения арт-терапии, что дальше делать ребенку и родителям?
— Очень важно слушать ребенка. Чего хочет он? Не пропагандировать ему чего вы от него ждете, а интересоваться тем, что ему интересно. Сейчас многие дети перегружены деятельностью, занятиями, гаджетами. Просто общайтесь как можно больше. Ребенку важен тыл. Родителю нужно быть просто родителем: любящим и принимающим. А воспитателей и учителей у ребенка и так будет предостаточно.
Команда экспертов Аква Марис заботится не только о вашем свободном дыхании, а и о развитии вашего ребенка. Надеемся, что эта информация окажется вам полезной.
Благодарим за помощь в подготовке материала арт-терапевта центра «СвітТи» Марину Леонович.