Каждый человек за всю жизнь проходит через несколько кризисов возрастного развития. Нельзя сказать, что они неизбежны, но встречаются довольно часто. Это переломные периоды в развитии, которые сопровождаются изменениями в характере, поведении и определении себя в мире. Один из таких переломных моментов происходит в возрасте 7 лет, следующий — уже в пубертатном периоде, с 11 до 17 лет.
Из-за возрастных кризисов у родителей могут возникнуть затруднения в воспитании и понимании ребенка. В этой статье мы поговорим об основных проблемах и особенностях воспитания детей старше 7 лет.
Рождение социального «Я»
В 6–7 лет ребенок идет в школу и в этот момент у многих родителей зарождается основное заблуждение: теперь вместо меня воспитанием ребенка будет заниматься школа. Но это не так. Вы точно так же как прежде должны уделять максимум своего времени ребенку, а не только проверять его дневник и хвалить/ругать за оценки.
Интересуйтесь личностью своего чада, а не «успешностью». Узнайте, с кем он подружился, как чувствует себя в коллективе, чем интересуется и т.д. На данном этапе жизни у ребенка появляется новый социальный статус — «ученик» и к нему необходимо адаптироваться. Родители обязаны ему в этом помочь:
- Расскажите ребенку, почему нужно учиться, зачем нужны знания, сформируйте его «внутреннюю позицию школьника», чтобы он был уверен в себе и своих силах на новом этапе жизни.
- Составьте режим дня школьника и обоснуйте его необходимость.
- Разберитесь вместе с понятиями «оценка» и «самооценка» и такими их критериями как правильность, аккуратность, красота, старательность, интерес. Подумайте вместе, как эти качества можно улучшить.
- Не критикуйте ребенка, если у него не получается выполнить какое-то задание. Внушайте ему оптимизм, говорите, что всё обязательно получится, несмотря на то, что сейчас что-то трудно дается.
- Никогда не сравнивайте своего ребенка ни с кем другим, даже с собой в его возрасте. Можете сравнивать только его нынешние успехи с его прежними достижениями.
Не хочу и не пойду
Казалось бы, обычная лень, всем нам иногда хочется отойти от дел будничных. Но когда нежелание идти в школу становится устойчивым, выражается через агрессивные протесты и невротические реакции — вам следует отнестись к этому очень серьезно, а главное — выяснить причину таких состояний.
Сперва давайте выясним, что считается нормальным и опасным нежеланием:
Нормально. Снижается первоначальный интерес к школе и занятиям.
Опасно. Полное отсутствие интереса к учебе.
Нормально. Ребенок время от времени жалуется, что учиться надоело, особенно к концу недели или четверти. Однако продолжает активно заниматься любимыми делами.
Опасно. Ребенку ничего не интересно. Он проявляет безразличие ко всему, даже к играм, если они требуют хоть какого-то напряжения.
Нормально. Радуется, когда не нужно делать домашнее задание.
Опасно. Делает уроки только из-под палки.
Нормально. Время от времени хочет остаться дома и не идти в школу.
Опасно. Постоянное нежелание ходить в школу и учиться вообще. Может выражаться активным протестом или такими симптомами как кашель, рвота, понос. Симптомы исчезают, когда ребенку разрешают остаться дома. Возможно и простая симуляция.
Нормально. Ребенок иногда недоволен учителем или своими оценками.
Опасно. Ребенок очень не любит или боится учителя, панически боится получить плохую оценку.
Как помочь ребенку?
- Расскажите ребенку, что ошибки во время учебы — это нормально и даже полезно, они помогают учиться и совершенствоваться.
- Поддерживайте ребенка, говорите ему, что всё получится, что он сможет преодолеть любые трудности. Дайте ему понять, что он всегда может рассчитывать на вашу поддержку.
- Не требуйте от маленького школьника совершенства во всем. Это одна из основных причин отрицательного отношения к учебе.
- Помогайте ребенку, если у него сложились конфликтные или сложные отношения с учителем или одноклассниками.
Искореняем лень
Часто дети школьного возраста и подростки ленятся, отказываются помогать родителям, выполнять поручения и домашние задания. Что делать в таком случае?
- Объясните ребенку, что для достижения цели нужно трудиться, бороться с ленью и бездельем.
- Не делайте за ребенка то, что он в силах сделать сам. В противном случае — станете его прислугой.
- Предлагайте ребенку выполнять посильную работу. Покажите, что вы доверяете ему и нуждаетесь в его помощи.
- Ставьте временные рамки, например, вместо «Сделай это немедленно!» попробуйте «Нужно вынести мусор до 4 часов. У тебя есть 20 минут на выполнение этого задания». И напомните о последствиях: «Если сделаешь всё вовремя, можешь полчаса посмотреть телевизор. Если не успеешь — телевизора не будет».
- Объясните ребенку ценность и важность его обязанностей: вы тоже не всегда хотите выполнять домашнюю работу, однако делаете это для того, чтобы остальным членам семьи было комфортно и приятно.
Налаживаем доверительные отношения с подростком
Найти общий язык с подростком непросто: они бунтуют или наоборот замыкаются в себе, страдает самооценка, дети становятся раздражительными и неконтролируемыми. Родителям важно уметь помочь подростку повысить самооценку, поверить в себя, в свои силы и возможности.
Как поддержать ребенка:
- Акцентируйте внимание на сильных позитивных качествах, старайтесь не подчеркивать промахи и плохие стороны.
- Проявляйте любовь и уважение к ребенку, его позиции и взглядам.
- Показывайте, что верите в ребенка, говорите слова поддержки, внушайте оптимизм.
Как реагировать на желание эпатировать и выделяться?
Вместо скандалов и истерик по поводу нового пирсинга, татуировки или цвета волос попробуйте другой способ решения проблемы. Поговорите с ребенком, узнайте, какой смысл он вкладывает в модификации своей внешности. Если ваши эталоны красоты не совпадают, это еще не повод портить отношения с ребенком. Ведь, если он уверен в себе и счастлив, то какая разница, какого цвета его волосы и есть ли они вообще 🙂
Мы желаем вам только счастливых, успешных и здоровых детей! Пускай у вас с ними всегда будут хорошие, доверительные и дружеские отношения! 🙂